Уважаемый Вениамин Евгеньевич,

никогда не участвовал в полемике на тему «Кто виноват и что делать?» с академической греблей, но Ваше последнее интервью агентству «Р-спорт» лично меня откровенно озадачило и заставило «взяться за перо».

 Теперь со всей очевидностью стало понятно, что добиваться  изменений необходимо как можно быстрее.

Отвечая на вопросы корреспондента, Вы совершенно справедливо отмечаете необходимость ответственности региональных федераций за выступление сборных команд, но что происходит на самом деле? Вы же прекрасно знаете, когда ссылаетесь на «одного из руководителей московской федерации», что общественная организация здесь ни причем.

В отличие от общероссийских федераций Закон о  спорте не наделяет региональные организации никакими правами. Об этом я много раз писал прежнему руководителю ФГСР, что, в конце концов, привело лишь к одному положительному решению - возможности заявлять команды на Всероссийские соревнования региональным федерациям.  И даже руководитель отдела водных видов спорта Центра сборных команд Москвы А.Ф. Старостин, который объявил ультиматум тренерам и гребцам Москвы в отношении участия в Спартакиаде школьников в ущерб участию в Первенстве Мира, тоже фактически ни причем.

Формально Старостин ничего не нарушает, а действует в рамках своих полномочий, должностных обязанностей и полученных инструкций, но именно он проводит тарификацию, составляет списки сборной команды Москвы, рекомендует каких именно спортсменов ставить на ставки. Никто не смеет его ослушаться. Естественно он в глазах ФГСР является главным саботажником Москвы по участию столичных спортсменов в мировом первенстве. И хотя Старостин тоже член Федерации академической гребли  Москвы, но в первую очередь он чиновник и представитель государственных спортивных структур региональных органов власти.

Несмотря на это, я тоже считаю, что именно на нём лежит персональная ответственность за сложную ситуацию в Москве с гребными базами и другими возникшими проблемами развития нашего вида в постсоветский период, так как  он фактически и непосредственно руководит греблей в столице более 30-ти лет.

Если же опять вернуться к проблеме участия гребцов Москвы в Первенстве мира, то кроме Старостина существует ещё система тарификации в Москве, от которой зависит получение стипендий или грантов, для чего необходимо успешно выступать на Всероссийских соревнованиях, так как на Мировых Чемпионатах добиться успеха, то есть стать номинантами столичных премий, в настоящее время практически невозможно.

Для решения вопроса об этом надо было подумать заранее и хотя бы соответствующим образом составить календарь соревнований. Я считаю, что вина здесь общая. Чтобы региональные федерации могли более активно, а главное результативно, влиять на развитие нашего вида спорта, ФГСР, как субъекту юридического права, необходимо если не решить, то хотя бы поставить на государственном уровне вопросы о государственном заказе для регионов на подготовку спортсменов – членов и кандидатов в сборные команды и их выступлениях на международных соревнованиях, а в этой связи ещё и внести дополнения в Закон о спорте или принять подзаконные акты, регламентирующие конкретные права и обязанности региональных спортивных федераций, а также закрепляющие их функции, связанные с разграничением прав и обязанностей региональных спортивных федераций и государственных спортивных структур региональных органов власти.

В этих целях предлагаю:

1) доверить аттестацию тренеров региональным федерациям;

2) комплектовать сборные команды регионов после согласования и утверждения  региональными федерациями;

3) не зачислять спортсменов в ЦСП (ШВСМ, ЦОП) без согласования с региональными федерациями;

4) согласовывать тарификацию, назначение стипендий, грантов, прием на работу тренеров и специалистов в ЦСП и т.д. с региональными федерациями;

5) критерии отбора в региональные сборные команды согласовывать и утверждать с региональными федерациями;

6) согласовывать распределение выделенных средств на подготовку гребцов и проведение УТС с региональными федерациями.

Перечисленные выше полномочия региональных федераций, безусловно, дадут положительный эффект, возложат на них большие обязанности, обеспечат возможность нести и им ответственность за выступления спортсменов сборных команд регионов. В качестве эксперимента можно попробовать согласовать вышеперечисленное с Москомспортом.

В продолжение темы о заинтересованности участия спортсменов в соревнованиях разного ранга, пересекающейся с вопросом о легковесах, необходимо напомнить излишне «принципиальное» решение о дисквалификации московской команды – лидеров соревнований в классе 2х л/в МСБ на Первенстве России до 23 лет 2013 года в Нижнем Новгороде. В условиях тотального дефицита гребцов страна может потерять двух подающих надежды спортсменов, один из которых, будучи моложе на один год, уже выступал в составе сборной команды на Первенстве Мира, а в одиночках на тех же соревнованиях эти легковесы заняли призовые места на пьедестале.

Но одиночки легкого веса – это не Олимпийский класс, а стипендию, форму, зачисление в ЦСП могут обеспечить только призовые места на Первенстве России в Олимпийских дисциплинах. В результате нет финансирования, нет подготовки и как итог – нет конкуренции, нет результатов у ФГСР.

Считаю, что ФГСР нужно срочно пересмотреть свои отношения с судейским корпусом и провести семинар по этой проблеме для того, чтобы разъяснить возможные последствия до конца не продуманных решений. Например, в данном конкретном случае московскую команду можно было лишить первого места в отборочном заезде и заставить гоняться в утешительном. Такое решение не изменило бы существенно позиционный расклад сил  в прошедшем заезде, а самое главное сохранило бы для страны перспективный экипаж талантливых гребцов.

Решая проблему дефицита спортсменов мирового уровня, хотелось бы, чтобы руководители ФГСР и главный тренер более бережно относились к гребцам высокой квалификации (это к вопросу о мужской 4-ке парной и развернувшейся полемике вокруг известных событий). А чтобы не было почвы для подобных прецедентов, для начала нужно создать как минимум скамейку запасных.

Техника гребли, квалификация тренеров, нагрузки в тренировочном процессе – это все вторично. Главная проблема это то, что грести некому и негде (здесь Вы правы).

Так исторически сложилось, что только мегаполисы активно участвовали в развитии академической гребли в стране до начала 90-х годов. Это оправдано тем, что в Москве, Санкт-Петербурге и других городах бывшего государства легче было привлечь к занятиям греблей желающих заниматься спортом с наиболее подходящими функциональными и антропометрическими данными, то есть проще найти талантливых спортсменов, когда есть выбор, обеспеченный большой плотностью проживания.

Это безумие и расточительство в наше время строить огромные спортивные комплексы – гребные базы и гребные каналы в малонаселенных городах. Содержать и рентабельно эксплуатировать их будет сложно. Хотя и, соглашусь, есть положительный опыт подготовки сборных команд страны, ведомств и регионов, а также спортсменов из числа физически одаренных кандидатов, когда они проходили подготовку в хорошо обеспеченных и оборудованных центрах небольших населённых пунктов в определенных климатических зонах. Но это было в экономических и политических условиях другой страны.

Сейчас пользоваться такими центрами не всегда удобно, дорого или небезопасно. В то же время можно более эффективно использовать условия для тренировочного процесса, созданные, например, в  УОР-2  для подготовки спортсменов высокой квалификации и нужд сборной команды.

В Москве, как и во многих городах России, большинство спортивных гребных баз ранее принадлежало разным ведомствам. В их числе: профсоюзы, Динамо, ЦСК ВМФ. У профсоюзов отняли взносы, соцстрах, поэтому эксплуатировать спортивные объекты им одним стало не под силу, а учитывая, что государство сократило поддержку массового спорта и спортивных школ, то ситуация была близка к катастрофе.

Вы отметили в своем интервью, что многие базы продавались и уходили в собственность частным лицам. Поправлю – базы становились акционерными обществами . Это был в то время единственный способ сохранения и выживания спорткомплексов в условиях ограниченного или полностью отсутствующего финансирования со стороны государства, когда при наличии правового вакуума все зависело от благосклонности чиновников.

В тоже время тысячи спортивных объектов в стране, переданные в собственность муниципальным образованиям, были за последние 20 лет либо просто физически ликвидированы, либо перепрофилированы под разными и конечно «благовидными» предлогами. Поэтому частник – это совсем не плохо, а скорее наоборот. Вам ли это не знать как предпринимателю в прошлом?

Только собственник может быть эффективным менеджером – управленцем. Именно поэтому вся страна проголосовала, и государство в начале 90-х взяло курс на массовую приватизацию. И в законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» во второй статье шестой главы прямо сказано: «Объекты спорта могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц».

Другое дело перепрофилирование гребных баз, но и это зачастую происходило из-за недостаточного финансирования со стороны государственных структур. Даже сейчас содержать спортивные комплексы достаточно трудоемко и накладно. Это могут позволить себе только фанатики гребли.

Я люблю наш вид спорта, поэтому я делал  и делаю многое без помощи государства. Мне удалось сохранить гребную базу «Буревестник» для развития академической гребли в России, сохранить и преумножить традиции, тренерские кадры, спортивную школу, а главное создать условия для подготовки спортсменов высокой квалификации и теперь наш спорткомплекс «Буревестник» позиционируется как один из лучших водно-спортивных комплексов России.

Подтверждение этому – результаты спортсменов подготовленных у нас, полученные дипломы, грамоты и благодарности от Московской и Государственной думы, от государственных спортивных региональных органов власти, от Российского студенческого союза, от Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, от Спортивной федерации работников милиции, от ФГСР и других структур, а также благодарности наших воспитанников и их родителей, ветеранов спорта. Из нашего «Буревестника» спортсмены «не бегут в волейбол», а наоборот, приходят к нам даже из игровых видов спорта. Но это не значит, что у нас нет проблем.  Проблемы эти общие для всей страны и решать их нужно на федеральном уровне.

А, прежде всего, реформирование академической гребли нужно начинать с создания юридически-правового обеспечения развития нашего вида спорта. Необходимо инициировать ФГСР (еще раз подчеркну) как субъекту юридического права, внесение поправок в Земельный кодекс, в водоохранное и природоохранное законодательство и другие законы.

Например, очень важно упорядочить движение всех плавсредств на акваториях  России. Это позволит нормализовать учебно-тренировочный процесс на открытой воде. По этому вопросу Федерация академической гребли Москвы (далее ФАГ) провела переговоры со многими организациями и структурами, которые могли принять действенное участие в решении проблемы.

Выяснилось, что Центральное управление государственного речного надзора в сфере транспорта (далее ЦУГРН) разработало документ «Особенности движения и стоянки судов по внутренним водным путям в границах зоны ответственности ЦУГРН», как дополнение к «Правилам плавания по внутренним водным путям Российской Федерации». Этот документ регламентирует организацию движения плавсредств и в акватории реки Москвы. Подготовленные ФАГ изменения и дополнения в данный документ может вносить Ространснадзор своими распоряжениями, который   без поручения Министерства транспорта Российской Федерации не будет заниматься этим делом.

Поэтому ФАГ считает, что для решения вопроса ФГСР необходимо обратиться либо в Минтранс России, а лучше в Правительство Российской Федерации к заместителю Председателя правительства Российской Федерации Д.Н. Козаку, который, как Вы знаете, 25 января 2013г. провёл совещание «О разработке комплекса неотложных мер, направленных на улучшение результатов выступления спортивных сборных команд Российской Федерации по …академической гребле...». Обращение ФАГ в эти высокие инстанции будет менее авторитетно и юридически некомпетентно.

Но без организации движения плавсредств на водных путях России, как это сделано во всех цивилизованных странах мира, невозможно осуществить первоочередную задачу утверждённой Вами «Программы развития гребного спорта в Российской Федерации до 2020года» - «Повышение эффективности тренировочной работы … в субъектах Российской Федерации …».

 Два года назад, в условиях цейтнота, так как закон уже прошёл второе чтение в Госдуме, ФАГ, хотя  формально и не имеет на это право, вмешалась в процесс законотворчества по определению маломерного судна как объекта для  проведения технического освидетельствования. Удалось добиться значительных уступок в этом вопросе от наших «конгрессменов-сенаторов». Теперь не нужно освидетельствовать гребные суда и даже катерам с моторами до 10 кВт можно не проходить техосмотр.

Хотелось бы, чтобы и ФГСР активнее работала с нашим законодательством и депутатским корпусом. Не секрет, что только введение закона «О кооперации» моментально насытило потребительский рынок России товарами и услугами. Так и в академической гребле – юридические предпосылки создадут экономически правовую основу для развития нашего вида спорта.

А начать нужно с «земельного вопроса», который так и не решен окончательно для спортсооружений в России с октября 1917 года. Главный вопрос – ЗЕМЛЯ. Вот почему ФАГ рекомендовала ФГСР внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации предложения по изменению земельного законодательства, включив их в Проект комплекса неотложных мер, направленных на улучшение результатов выступления спортивных сборных команд Российской Федерации по академической гребле в соответствии с пунктом 2 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 25.01.2013 г. № ДК-П12-пр. А именно:

1) В Федеральный закон № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части нераспространение пункта 2 статьи 3 закона на случаи, если земельные участки были предоставлены на правах постоянного (бессрочного) пользования организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта.

2) В Земельный кодекс РФ в части нераспространения пункта 3.2 статьи 22 на организации, оказывающие услуги в области физической культуры и спорта.   

3) В законопроект № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части расширения видов деятельности, устанавливаемые пунктом 1 статьи 299 главы 20, для которых в отношении земельных участков, предоставленных для осуществления такой деятельности, устанавливается право постоянного землевладения, дополнив его деятельностью в области физической культуры и спорта.

Данные предложения нашли поддержку в комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, занимающихся вопросами спорта, образования, правовыми и земельными отношениями, в Минспорте России, а также во многих спортивных организациях, в первую очередь среди детско-юношеских спортивных школ в разных регионах и городах России (Краснодарском крае, Амурской, Кемеровской, Липецкой, Белгородской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тверь и др.).

Решение земельного вопроса в этом аспекте обезопасит спортсооружения от происков чиновников-рейдеров, защитит их от посягательств криминальных структур, создаст предпосылки для дальнейшего совершенствования земельного законодательства и, в том числе, для гребных баз, а главное послужит мощным локомотивом для развития спорта в стране.

В условиях капитализма и отсутствия национальной идеи материальные стимулы определенно мотивируют спортсменов и тренеров на достижение высоких результатов, а положительные финансовые сдвиги появятся только после создания правового фундамента, обеспечивающего эффективную работу спортивных организаций в условиях экономической свободы. Если будет фундамент, то «надстройка» из результатов на чемпионатах вырастет как по мановению волшебной палочки, но это возможно, конечно, в совокупности с другими обязательными составляющими – наличии современного инвентаря, материально-технического, научно-инженерного, методического и организационного обеспечения, медико-биологического сопровождения и т.д.

Для создания условий экономической свободы, например для спортсооружений, ФГСР можно выйти с инициативой о предоставлении возможно льготного кредитования строительства и реконструкции гребных баз подобно тому, как это сделано при возведении Олимпийских объектов в г. Сочи. Или предложить активно создавать спортивные объекты на основе частно-государственного партнерства. Это то, к чему призывает наш Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Такой союз позволит оперативно консолидировать организационно-правовые и ресурсно-технологические возможности членов партнерства, в которых они бы выступали равными участниками с имущественными (собственники) и финансовыми (государство) взносами. Например, по такому пути в настоящее время планируется развивать «Буревестник» и уже существует договоренность об этом с Минспортом России.

Кроме этого, ФГСР, используя свои финансовые возможности, может попытаться выкупить у собственников бывшие спортивные гребные базы, используемые не по профилю, или инициировать процесс прокурорской проверки таких организаций, нарушающих закон.

«Буревестник» тоже может предложить ФГСР поучаствовать в проекте своего развития и даже охотно уступит любой пакет акций предприятия (кроме контрольного) по текущей коммерческой цене.

То есть хочу подчеркнуть, что поле для деятельности ФГСР по реформированию академической гребли огромно, а надеяться сильно на «варягов», потому что «заграница нам поможет», я думаю, что не стоит.

Со своей стороны, для начала более тесного взаимодействия, предлагаю использовать ВСК «Буревестник» как базу для подготовки конкурирующих экипажей к Олимпийским играм  в 2016 году. Практически все возможности для этого имеются.

И ещё – пользуясь случаем, считаю возможным, обратиться к Вам с предложением включить в календарь ежегодных соревнований, проводимых ФГСР, Московские соревнования по спринту на приз трёхкратного Олимпийского Чемпиона  В.Н. Иванова по его просьбе. ФАГ Москвы поддерживает это предложение. Соревнования очень зрелищные, так как дистанция короткая  - 200 метров и заезды проходят непосредственно перед трибунами. Если придать этим соревнованиям статус международных, то участие в них примут многие известные гребцы мира и этому есть устные подтверждения от будущих потенциальных участников.

Зрелищные и представительные соревнования всегда являются мощным агитационным фактором и призывом к занятиям академической греблей для нашей молодёжи.

 

С уважением,

 

Президент

Федерации академической гребли г. Москвы                                А.Ю. Сазонов